В преддверии 550 Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря об истории, легендах и преданиях, традициях и быте обители в программе «Минкульт» на «Серебряном дожде» (88.3 FM) рассказал монах Антоний (Воеводин).
Вот только некоторые детали, а все подробности можно послушать и посмотреть здесь (
https://vk.com/video-23321203_456243454)

Доподлинно неизвестно с какого времени началась бытность пещер. В летописях и преданиях зафиксировано несколько дат. Церковная версия говорит о том, что собственником земель, на которых сейчас располагается монастырь, был Иван Дементьев. Когда он прорубал просеку в лесу для удобства охоты, были обнаружены пещеры и табличка при входе с названием «Богом зданные пещеры».

Согласно легенде, один юродивый инок периодически стирал эту надпись, но она снова и снова чудесным образом появлялась.

Основная версия появления пещер: подземной река, которая вымыла длинные тоннели, со временем пересохла, оставив после себя такие галереи. Монахи их называют улицы. Все улицы пещер в полной мере ещё не обследованы, поскольку были опасения, что они могут обрушиться.

В рамках изучения пещер физики-ядерщики устанавливали датчики и обнаружили закрытые от глаз улицы. Существует легенда, что Иоанн Грозный, посещая монастырь, оставил здесь часть своей библиотеки и новгородских сокровищ.
Как гласит легенда царь Иван Грозный смертельно ранил игумена монастыря Корнилия. Но есть и другая версия: Корнилий был в составе делегации, которая встречала царя во Пскове, и по приказу царя он был замучен. А третья версия говорит о том, что Корнилий от своей смерти почил, а царь просто участвовал в его похоронах и перепуганное население создало такую легенду. Первые сведения об этом событии появляются в летописях лишь спустя сто лет. Соответственно установить истину крайне сложно.

Старцев за историю монастыря было много. Широко известны преподобный Симеон и Лазарь Прозорливый. Император Александр I, когда посещал монастырь, разговаривал с Лазарем Прозорливым. В летописи указано, что он при всем честном народе положил земной поклон Лазарю.

Самый юный монах, которого приняли в обитель, а самый возрастной около 60 лет. Не очень принято после 40 принимать в монастырь, потому что человек уже сформировался.

Самое большое количество братии в истории зафиксировано во времена преподобного Корнилия. Это был так называемый пик развития монастыря. В летописи указано более 200 человек. Сейчас - порядка 80 человек вместе с послушниками.

Согласно традиции богослужения праздник Успения во многих монастырях оправляется за два дня, а в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре на это уходит три дня.
Оставить сообщение: