Рекламный баннер 990x90px ban1
80.43
94.09

Путешествуем в прошлое по страницам районной газеты «Сельская новь»

Путешествуем в прошлое по страницам районной газеты «Сельская новь»
«А над посёлком кружил самолёт…»

«22 июня 1941 года в воскресенье в Бежаницах был базар, а в Богдановском гулянье молодёжи. Мать в этот день с базара пришла рано и принесла печальное известие. Она сказала, что началась война, напали немцы. Я тогда нисколько не расстроилась, думала, что война закончится очень скоро. На другой день всех мужчин вызвали в военкомат и сразу забрали на фронт. Я работала в Бежаницком РОНО в качестве школьного инспектора. Над Бежаницами в это время уже кружил немецкий самолёт. Потом меня направили в Успенский сельский совет как агитатор, я была депутатом сельсовета, чтобы не было паники. А в это время из Опочецкого района уже ехали беженцы. До войны Опочка была пограничной, и чтобы попасть в Пушгоры и Опочецкий район, нужно было брать пропуск.

Прошёл июль, немцы продолжали оккупировать российские города. В этом же месяце всем работникам учреждений выдали зарплату за 4 месяца. Наша семья решила уйти вместе со всеми. Я сходила в деревню Быково за матерью и шестилетним ребёнком сестры, с собой взяли только бидончик молока и детские пелёнки. Мы пошли в город Калинин, теперь Тверь.

По дороге встречали много солдат, но без оружия, они отступали от Опочки. Нас часто бомбил немецкий самолёт. Прятаться по дороге было негде, спасали небольшие кустики, и посеянная на поле рожь. В Калинине был пункт сбора эвакуированных людей. Возле города я оставила мать с ребёнком ночевать в лесу, сама на электричке поехала в Завидово, школа механизация находилась в Козлове, в 12 км от Зайцево, там учился брат на курсах шофёров. Директор школы и секретарь пригласили меня к себе. На эвакуационном пункте мне дали направление на работу в Козлова на фабрику искусственного меха. Потом и здесь началась эвакуация. Я обратилась в РОНО и меня послали на работу в Завидовскую семилетнюю школу. Там я проработала 2 года. Летом помогали колхозу, без отпуска, зарплату не платили. Колхоз был овощеводческий. Там находится Волжское водохранилище. Было голодно, солдатский котелок картошки стоил 70 руб, стакан соли - 20, поля затоплены водой, коровы были только у председателя колхоза и бригадира, остальные, кто мог держали коз.

От станции Завидово до самого населённого пункта дорога зимой шла через лес. По ней только прошёл фронт. На дороге, в канавах, а порой и на деревьях были убитые солдаты. После уроков мы расчищали в лесу завалы. Затем работала в посёлке Чистый мох и уже оттуда снова попала в Бежаницы. После возвращения работала в РОНО, затем в Успенской школе, одновременно была счетоводом в колхозе, руководила кружком изучение истории партии.

Наше РОНО часто посылало в область за методическими пособиями. Приходилось ездить на буферах, на подножках, на крыше поезда.
Люди тогда были добрее, на одной подножке стояли по двое-трое человек, никто друг друга не сталкивал, а наоборот. Ночевать тоже приходилось, как попало.

Сильный наш народ, все беды пережил».

А. НИКАНДРОВА, посёлок Бежаницы, улица Зелёная.
Из газеты «Сельская новь» от 21 июня 2000 года.
33

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.