Путешествуем в прошлое по страницам районной газеты «Сельская новь»
Путешествуем в прошлое по страницам районной газеты «Сельская новь»
«А над посёлком кружил самолёт…»
«22 июня 1941 года в воскресенье в Бежаницах был базар, а в Богдановском гулянье молодёжи. Мать в этот день с базара пришла рано и принесла печальное известие. Она сказала, что началась война, напали немцы. Я тогда нисколько не расстроилась, думала, что война закончится очень скоро. На другой день всех мужчин вызвали в военкомат и сразу забрали на фронт. Я работала в Бежаницком РОНО в качестве школьного инспектора. Над Бежаницами в это время уже кружил немецкий самолёт. Потом меня направили в Успенский сельский совет как агитатор, я была депутатом сельсовета, чтобы не было паники. А в это время из Опочецкого района уже ехали беженцы. До войны Опочка была пограничной, и чтобы попасть в Пушгоры и Опочецкий район, нужно было брать пропуск.
Прошёл июль, немцы продолжали оккупировать российские города. В этом же месяце всем работникам учреждений выдали зарплату за 4 месяца. Наша семья решила уйти вместе со всеми. Я сходила в деревню Быково за матерью и шестилетним ребёнком сестры, с собой взяли только бидончик молока и детские пелёнки. Мы пошли в город Калинин, теперь Тверь.
По дороге встречали много солдат, но без оружия, они отступали от Опочки. Нас часто бомбил немецкий самолёт. Прятаться по дороге было негде, спасали небольшие кустики, и посеянная на поле рожь. В Калинине был пункт сбора эвакуированных людей. Возле города я оставила мать с ребёнком ночевать в лесу, сама на электричке поехала в Завидово, школа механизация находилась в Козлове, в 12 км от Зайцево, там учился брат на курсах шофёров. Директор школы и секретарь пригласили меня к себе. На эвакуационном пункте мне дали направление на работу в Козлова на фабрику искусственного меха. Потом и здесь началась эвакуация. Я обратилась в РОНО и меня послали на работу в Завидовскую семилетнюю школу. Там я проработала 2 года. Летом помогали колхозу, без отпуска, зарплату не платили. Колхоз был овощеводческий. Там находится Волжское водохранилище. Было голодно, солдатский котелок картошки стоил 70 руб, стакан соли - 20, поля затоплены водой, коровы были только у председателя колхоза и бригадира, остальные, кто мог держали коз.
От станции Завидово до самого населённого пункта дорога зимой шла через лес. По ней только прошёл фронт. На дороге, в канавах, а порой и на деревьях были убитые солдаты. После уроков мы расчищали в лесу завалы. Затем работала в посёлке Чистый мох и уже оттуда снова попала в Бежаницы. После возвращения работала в РОНО, затем в Успенской школе, одновременно была счетоводом в колхозе, руководила кружком изучение истории партии.
Наше РОНО часто посылало в область за методическими пособиями. Приходилось ездить на буферах, на подножках, на крыше поезда.
Люди тогда были добрее, на одной подножке стояли по двое-трое человек, никто друг друга не сталкивал, а наоборот. Ночевать тоже приходилось, как попало.
Сильный наш народ, все беды пережил».
А. НИКАНДРОВА, посёлок Бежаницы, улица Зелёная.
Из газеты «Сельская новь» от 21 июня 2000 года.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: